Кризис – площадка для старта малого бизнеса

26.01.2015
Кризис – площадка для старта малого бизнеса

Кризис – это не только урезание бюджетов, сокращения и банкротства, но и возможность развития, время начать свое дело. В частности, малый бизнес благодаря своей мобильности способен преодолеть кризисную ситуацию, особенно если речь идет о производстве инновационного или импортозамещающего продукта. О том, с какими трудностями столкнулись молодые предприниматели, и о том, кто наиболее востребован сегодня на рынке, рассказали ПРОВЭД в Первом городском бизнес-инкубаторе.

Первый городской бизнес-инкубатор был создан правительством Санкт‑Петербурга совместно с Министерством экономического развития РФ в 2006 году, главная его цель - поддержка и развитие малого инновационного бизнеса в Северной столице. Основной костяк инкубатора составляют инновационные компании, но здесь есть и стандартные компании, которые занимаются предпринимательской деятельностью и которые прошли по критериям отбора. «При этом понятие «инновация» для нас достаточно широкое - от уникальных разработок в биомедицине - до новинок в сфере услуг и интернет-продуктов», - рассказывает ПРОВЭД PR-менеджер Первого городского бизнес-инкубатора Ольга Савалина.

Отечественные производители

По словам Ольги Савалиной, кризис оказал разное воздействие на начинающих предпринимателей. «Кто-то уже столкнулся с первыми трудностями; кому-то, наоборот, кризис сыграл на руку и предоставил возможности для развития бизнеса; есть и те, кто еще не успел ощутить никаких изменений и находится в ожидании развития ситуации. Можно сказать, положение наших компаний отражает общие тенденции, происходящие в экономике, - отмечает она. - Если говорить о востребованности на рынке, то в свете сложившейся экономической и политической ситуации особую роль приобретают именно производственные компании. И в первую очередь, это компании, предлагающие российские аналоги импортной продукции и материалам».

Так, к примеру, выручка российской компании ООО «Мебель 618», которая производит индивидуальную корпусную мебель, в декабре выросла в два раза по сравнению с предыдущими месяцами, и в январе спрос продолжает расти. Здесь, по словам гендиректора компании Тимофея Дьяченко, сыграли сразу несколько факторов: значительный рост цен на мебель европейских производителей и приостановка продаж кухонной мебели «Икея» в декабре. Предновогоднее увеличение спроса на недвижимость также активизировали спрос на мебель.

Рост цен на зарубежные аналоги оказался на руку и производителям биопластических материалов для регенеративной медицины и косметологии «ДЖИ-Групп». Однако здесь резкого скачка в продажах не произошло, потому что в это время был зафиксирован общий спад спроса на рынке биомедицины и косметологии, отмечает директор по развитию Константин Редькин.

Импортное оборудование

Однако доля импортных компонентов в общей структуре себестоимости продукции упомянутых компаний невелика. «Несколько иначе обстоят дела у тех компаний, которые во многом зависят от зарубежных поставок, - рассказывает Ольга Савалина. - Так, в производстве уникальной электронной приманки для рыбы – продукции компании «Фишмагнит» – на 70% используются импортные компоненты. В декабре – первой половине января производитель был вынужден поэтапно поднять цены до 40%». Затраты на оборудование также выросли и у другого резидента бизнес-инкубатора - у компании  «Полоса частот», которая предлагает проектирование и монтаж систем усиления сотовой связи. «Непосредственные поставщики у нас российские, но те в свою очередь завязаны на импортных комплектующих», - объясняет гендиректор компании Анастасия Кухаренко.

По словам PR-менеджер Первого городского бизнес-инкубатора, пока ситуация остается неизменной у компаний, работающих с госзаказами. К примеру, группа компаний «ИПСК», которая занимается поставкой и монтажом грузоподъемного оборудования в сфере промышленного строительства, продолжает получать платежи по госконтрактам в запланированном режиме. Однако, по словам гендиректора «ИПСК» Вячеслава Гринюка, эта ситуация может измениться уже к концу года, потому что с ростом процентной ставки по кредитам компания не сможет обеспечивать необходимые средства для участия в государственных тендерах.

Спрос на продвижение

«Заметное снижение спроса отметили резиденты бизнес-инкубатора, работающие в сфере консалтинга. Ситуация вполне прогнозируема - как правило, в условиях кризиса компании, в первую очередь, экономят на внешних консультантах. Обратная тенденция наблюдается у компаний, связанных с интернетом или предлагающих свои услуги в интернете: создание и продвижение сайтов, интернет-магазинов, IT-консалтинг и так далее. Ситуация также объяснима – активизация или даже полный перевод бизнеса в систему онлайн позволяет значительно оптимизировать затраты на его обеспечение и продвижение», - рассказывает ПРОВЭД Ольга Савалина.

 

По ее словам, в целом число обращений в Первый городской бизнес-инкубатор не изменилось, даже наблюдается небольшой рост: если в 2013 году количество компаний-резидентов варьировалось от 22 до 28, то в 2014 году – от 28 до 32 резидентов. «В среднем каждый месяц к нам присоединяются по две компании, еженедельно поступает до десяти обращений, - отмечает PR-менеджер. - Данные по объемам выручки компаний-резидентов нам доступны пока за 9 месяцев прошедшего года. Сравнивая их с аналогичным периодом 2013 года, мы также наблюдаем небольшой рост - порядка 7%».

На развитие ситуации в 2015 году Первый городской бизнес-инкубатор смотрит достаточно оптимистично. «Несмотря на определенные проблемы, наиболее мобильным в условиях кризиса остается именно малый бизнес, и даже уход с рынка одних компаний компенсируется приходом новых. Если обратиться к опыту нашего бизнес-инкубатора, то пик его заполняемости приходится именно на 2010-2011 послекризисные годы, когда в инкубаторе просто не было свободных площадей», - резюмирует Ольга Савалина.  

Справка: Первый городской бизнес-инкубатор работает в Санкт-Петербурге с 2007 года. Бизнес-инкубатор оказывает комплексную поддержку малым петербургским предприятиям на старте, в частности, предлагает низкую арендную ставку на офисные помещения, бесплатное бухгалтерское обслуживание, консультационную, информационную и PR-поддержку, обучение, заказы корпораций, производственную базу, содействие развитию международных связей и помощь в привлечении инвестиций.

Источник: http://провэд.рф

Все публикации СМИ