Чай, выручай! - статья о резиденте Первого городского бизнес-инкубатора - компании "Чайная Мануфактура"

18.08.2015
Чай, выручай! - статья о резиденте Первого городского бизнес-инкубатора - компании

Чай пока не попал в санкционный список, и доля импортной продукции на отечественном рынке еще высока. Однако российские производители задумались о возрождении самобытных чайных традиций. Петербургский стартап «Чайная мануфактура» во главе с Николаем Янченко решил устроить соотечественникам горячий прием и потеснить иностранцев.

1

— Как распределены силы на российском чайном рынке?

— Чая текущий политический контекст не коснулся, поэтому за последние два года расстановка сил не поменялась. Пятую часть в общем объеме рынка составляет импорт. Крупнейшим поставщиком чая выступает Шри-Ланка — примерно треть импорта в стоимостном и натуральном выражении, это более 20 тыс. тонн чая в год. К основным игрокам также относятся Индия и Кения, лидеры по импорту черного чая в Россию. Среди «зеленых» флагман — Китай, более 70% рынка в натуральном выражении и 60% — в стоимостном. Это около 10 тыс. тонн зеленого чая в год.
Что касается местных производителей, то силы распределены между квартетом сильнейших. Почти 75% рынка контролируют четыре компании: «Орими Трейд» (ТМ Greenfield, Tess, «Принцесса Нури», «Принцесса Канди», «Принцесса Гита», «Принцесса Ява»), «Юнилевер Русь» (ТМ Brooke Bond, Lipton, «Беседа»), «СДС-Фудс» (ТМ Ahmad, Richmond, Berty’s) и «Компания Май» (ТМ Citrus, «Лисма», «Майский чай»).

1

— Есть ли среди местных игроков преемники советских производств?

— К счастью, нет. Чай в советское время в основном был из Грузии. Грубая субстанция, когда на безрыбье и рак рыба. Гонялись за чаем «со слоном», а сейчас его пить совсем не хочется. Линия, которую гнул народный комиссар торговли Микоян, делала ставку на дешевый, а потому третьесортный чай. Конечно, еще был очень редкий краснодарский, но он сам по себе не отвечал требованиям массовой продукции, не решал задачи советской власти. Этот прекрасный и дефицитный чай был чем-то средним между мате и похолонгом. Его берегли, смешивали с индийским (крайне плохого качества), чтобы получить что-то приличное.

После развала Союза производства были закрыты, а, например, оборудование грузинского завода сдали на металлолом в Турцию. Сейчас в стране возрождаются самобытные местные мануфактуры, которые передают традиции не советского, а дореволюционного чаепития. Несмотря на то, что многие соотечественники взяли за моду пить китайский чай, я считаю это временным явлением. У нас с китайцами разное восприятие чая и даже кислотность крови другая. Что китайцу хорошо, то нам не очень понятно.

Например, жители КНР выдерживают чай как вино: есть сорта чаев, которые от длительного хранения становятся только лучше. В Китае распространена традиция: на рождение ребенка дарят чай, а подают его спустя много лет уже во время его свадебной чайной церемонии. Кроме того, в Китае уникальная технология возделывания почвы, которая наделяет чай лекарственными свойствами. Если брать цейлонский чай — это вкусно, это чистый танин. Он похож на шоколад. Но не того мы ждем от чая: мы привыкли согреваться им, употреблять его вприкуску со сладостями.

У нас холодно, и всегда в народе говорили: «С устали с морозу приходят — ставят самовар», и пока не отпоят гостя чаем, за стол не садятся. И это имеет глубокий смысл: чай в разумных количествах способствует пищеварению и хорошо его пить до еды. За стол не сядут, пока не поставят рядом с начищенным самоваром головку сахара и не положат бублики, сушки, варенье. Без этого чай был не чай. Именно об этом мой чайный проект.
 
— Как развивался ваш бизнес?

— Период разработки проекта — пять лет, и он еще продолжается. Сегодня создать чайный бизнес просто — были бы деньги. Тебе быстро создадут бренд под ключ: с купажом, упаковкой, этикеткой и сертификатами в придачу. Но «Чайная мануфактура» — товар штучный. Мы кропотливо трудились, изучая старинные рецептуры и проверяя их в лабораториях. Разрабатывался художественный образ и легенды.

Художники колдовали над этикеткой и упаковкой. У нас нет задачи сделать упаковку простенькой, красивенькой, ту, что делают повсеместно. Традиция — значит традиция! На Руси над упаковкой трудились всемирно известные художники: Васнецов, Ряженцева (детский художник, мастер росписи упаковки), Чумаковский (автор росписей чайных коробок). У нас работает знаменитый далеко за пределами России художник Наталья Синило.

Сейчас наш цех фасовки базируется в Белоруссии. Но чтобы стать по-настоящему российской компанией, мы рассматриваем инвестиционный проект в Ленинградской области, планируем строительство собственного производства полного цикла: от посадки рассады мелиссы, чабреца, шиповника, черной смородины, антоновки, ферментации иван-чая до купажирования готовых сортов.

Планируем выпускать 5–10 млн пачек чая в год с возможностью увеличения мощностей. Ориентировочный срок окупаемости проекта три года. Сумма инвестиций пока корректируется. Производство оснастим собственной лабораторией. На проекте будет задействовано 20 человек, но в период сбора трав и плодов потребуется дополнительный персонал. Чай будет стоить около 190 рублей за стограммовую пачку.

1

— Что вы можете сказать в целом о чае, представленном в массовой торговле?

— Сейчас многие потребители перешли на пакетированный чай, хотя это пыль, сублимат, пить его не стоит. Если говорить о качестве настоящего чая, то по внешнему виду пачки трудно сказать о содержимом. Вместе с тем уважающий себя производитель бережет свой товар. У него всегда есть фольга. Упаковка должна быть достаточно качественна — прочный картон не пропускает влагу, не позволяет чаю «зацвести». Из действительно хороших чаев можно отметить английские крупнолистовые сорта, но они очень дорогие и недоступны массовому покупателю.

— Оставляет ли современная культура быстрого потребления во главе с кофемашинами место для вдумчивого чаепития?

— Это же противостояние человека и машины! Чему в свое время сопротивлялись купцы, особенно старообрядцы, их не заставить было пить не самоварный чай. Это целая культура, удовольствие от процесса, ожидание, которое вырабатывает благотворную энергию. Этот процесс заставляет человека быть более вдумчивым, более терпимым. В век сверхскоростей этого очень не хватает.

Полная версия статьи http://ponedelnikmag.com/post/chay-vyruchay

Все публикации СМИ