Нужна ли вам франшиза?  

Итак, у вас есть свой бизнес. И, разумеется, он нуждается в расширении. Организация франшизы кажется вполне выгодным вариантом за счет некоторых неоспоримых преимуществ.

"За" и "против"

"За": Создание франчайзинговой системы намного дешевле открытия филиала или дочернего предприятия; оно позволяет сэкономить на затратах по сравнению с аутсорсингом и привлечением сбытовых посредников; предоставляет больший контроль над деятельностью вступающего в сеть предприятия, чем при продаже лицензии; не предполагает первоначального вложения активов и последующего разделения собственности в отличие от создания совместного предприятия или стратегического альянса. Как правило, все эти плюсы значительно перевешивают возможные минусы, но для того, чтобы схема заработала, необходима грамотная организация всех аспектов функционирования системы.

"Против": Как и любая предпринимательская деятельность, организация франчайзинговой системы сопряжена с некоторыми рисками. Например, речь идет о вероятности утечки важной коммерческой информации (в том числе той, что является секретом производства). Кроме того, велик риск потери репутации вследствие ненадлежащей работы франчайзи, угроза потери лояльности потребителей и тому подобное. Необходимость обучать и постоянно контролировать деятельность предприятий системы также можно отнести к минусам организации сети, а еще это намного дороже, чем просто продать лицензию – опять же, в связи с необходимостью оказывать помощь франчайзи.

Что делать?

Так как же понять, нужно ли вам на самом деле организовывать франчайзинговую систему?

Во-первых, бренд и имидж. Ваша компания на слуху, у вас прочная база клиентов, а бренд практически можно возвести в категорию имен нарицательных? Поздравляю, для вас франшиза – идеальный способ расширить границы своей деятельности.

Во-вторых, география. На местном рынке у вас все очень хорошо: широкая целевая аудитория, мощная прибыль, лидирующее положение относительно конкурентов, с которыми вы сравниваете свой бизнес. В таком случае, для вас франшиза – способ выйти на новые рынки.

В-третьих, окружение. Допустим, вы пользуетесь услугами аутсорсинга или сбытовых посредников – тогда для реализации этих целей намного удобнее будет вступить в отношения производственного либо товарного франчайзинга. А если вам хочется "чисто" и быстро избавиться от конкурента, можно прибегнуть к схеме конверсионного франчайзинга и "переманить" его на свою сторону.

Как подготовить франшизу?

Для начала нужно обозначить и запомнить несколько правил, без соблюдения которых из потенциально успешной идеи вряд ли получится что-то стоящее и по-настоящему работающее.

  1. Правильно оцените свои возможности. Для успешного функционирования системы важно наличие успешного бренда и имиджа (если же предприятие организовано недавно – значительного потенциала для раскрутки). Еще один важный критерий – стабильность. Головная компания по сути держит на себе всех приходящих новичков, и чем надежнее будет бизнес, лежащий в основе системы, тем успешнее и больше по количеству участников она может стать.
  2. Выгодно – не значит бесплатно. Да, организация франшизы преимущественно дешевле альтернативных способов расширения, но затраты все равно будут, и не настолько незначительные, как вам бы того хотелось. Оформление патентов, подготовка необходимой юридической документации, разработка обучающих программ, консультации со сторонними профессионалами, прямое финансирование франчайзи, маркетинговые мероприятия и исследования – все это требует вложений, на которые лучше не скупиться, ибо они обеспечивают дальнейшее процветание всей системы.
  3. Стартовый пакет. Крайне важный момент: франчайзер должен обладать некоторым пакетом информации, необходимым для успешного продвижения своей франшизы как товара на рынке потенциальных покупателей-франчайзи. Традиционно в комплект входят бланк заявления на приобретение франшизы и анкета, на основании которой головной компании предстоит составить начальное представление о данном кандидате. Однако в условиях ограниченной информированности российского рынка франчайзинга в дополнение к общим сведениям о компании, ее истории и роде деятельности имеет смысл включить краткое описание франчайзинга как системы в целом и применительно к данному бизнесу.
  4. Учиться, учиться и еще раз учиться. То, что вы продаете в упаковке франшизы, должно работать не только у вас, но и у вашего покупателя. Именно поэтому так важны обучающие программы, и чем сложнее с технической точки зрения бизнес, тем более углубленными и комплексными они должны быть. Разработка этих программ потребует ресурсов – денежных, временных и кадровых – но только с ними у вас появится шанс на организацию действительно грамотно функционирующей успешной системы.