Этапы построения франчайзинговой системы

Создание франчайзинговой системы напоминает восхождение по лестнице: существует несколько важных шагов, каждый из которых предполагает решение ключевых задач. Рассмотрим их подробнее.

Шаг 1: Организация пилотного проекта. Рабочее название – "черновик". На этом этапе вы моделируете экспериментальное предприятие-франчайзи, например, на базе дочерней фирмы. Стоит отметить, что данное мероприятие необходимо не только перед самыми первыми продажами франшизы, но и перед выводом ее как товара на каждый новый географический рынок, для которого характерны свои особенности. Суть заключается в том, чтобы сымитировать поведение франчайзи и отработать основные моменты, которые в будущем обязательно возникнут в работе настоящих покупателей вашей франшизы.

Шаг 2: Проведение маркетинговых исследований. Здесь придется прибегнуть к небезызвестной и популярной схеме "4Р" или Marketing Mix – продукт (product), целевой рынок (place), продвижение (promotion), ценообразование (price) – для рассмотрения вашей франшизы как товара и определения мероприятий, необходимых для грамотного планирования вывода этой самой франшизы на рынок.

Шаг 3: Составление франчайзингового пакета. Практически вся бумажная работа проворачивается именно на этом этапе, суть которого – разработка ключевых элементов и услуг, которые вы передадите своим франчайзи.

Шаг 4: Отбор потенциальных франчайзи. Итак, на втором этапе вы определили целевую аудиторию, заинтересованную в покупке вашей франшизы. Далее предстоит анализ потенциальных кандидатов на роль франчайзи для последующего привлечения их в систему.

Шаг 5: Организация франчайзинговой сети. Финишная прямая; дело за окончательным подписанием договоров и, наконец, запуском франчайзинговой системы.

 

Ключевые задачи.

По ходу формирования системы на каждом этапе можно обозначить "узловые точки" – задачи, решение которых обеспечит правильно и постепенное формирование налаженной сети. Эти задачи можно разбить на несколько блоков в соответствии с вышеизложенными этапами.

Что, где, когда: для начала необходимо определить место открытия будущего франчайзингового предприятия, технологические линии, задействованные в производстве, штат сотрудников; кроме того, крайне важно разработать систему обучения будущих франчайзи и систему доступа их к вашим результатам интеллектуальной деятельности, составить правила взаимодействия с ними, утвердить внутренние стандарты по техническому исполнению проекта, организации работы, дизайну и фирменному оформлению.

Маркетинговый аспект: после того, как вы сформировали "каркас" будущего предприятия-франчайзи, необходимо заняться непосредственно продвижением франшизы. Для этого производится идентификация ее потенциальных покупателей, разработка франчайзингового предложения и рекламных материалов; определяется объем прилагающейся к франшизе помощи в организации бизнеса, закрепляемая за франчайзи территория, непосредственно, стоимость франшизы, размер и периодичность выплачиваемых роялти. Кроме того, необходима разработка программы бренд-менеджмента, совместных программ по продвижению целевой продукции с определением степени участия франчайзи.

Что вы продаете: франшиза – это целый пакет документов и услуг, поэтому перед ее продажей необходимо решить такие задачи, как регистрация не оформленных ранее и передаваемых в пользование франчайзи необходимых прав интеллектуальной собственности, а также детальная подготовка к передаче пакета основных документов, куда по стандарту входят руководство по ведению бизнеса, руководство по ведению отчетности и пакет передаваемых франчайзером услуг.

Кому вы продаете: несмотря на то, что желающих купить вашу франшизу может быть действительно много, необходимо выделить критерии, согласно которым вы будете отфильтровывать потенциальных покупателей. Для этого нужно выявить перечень характеристик, обуславливающих способности франчайзи обеспечить надлежащее функционирование системы, разработать методики оценки этих характеристик, собрать необходимую информацию о потенциальных франчайзи, сформулировать рекомендации по сотрудничеству либо обоснование отказа от такового для каждого отдельного покупателя франшизы в зависимости от их итоговой оценки в соответствии с разработанными методиками.

Вы продаете: в конце концов остается решить такие задачи, как заключение франчайзингового договора с выбранными кандидатами, их обучение, а также контроль качества, консалтинг и оказание необходимой помощи.

 

Подведем итоги.

На самом деле, создание франчайзинговой системы – дело благородное; вы не только стремитесь расширить и укрепить собственный бизнес, но и предоставляете уникальную возможность другим предприятиям поучаствовать в его становлении. Поэтому все возникающие в процессе организации сети сложности должны восприниматься адекватно и спокойно: вы сможете справиться с чем угодно, если будете контролировать весь процесс и анализировать рынок, решая ключевые задачи и уделяя внимание всем аспектам на каждом этапе создания системы.